You are viewing [info]inghelg's journal

Next Entry

Чернобыль и Фукусима

  • Apr. 26th, 2011 at 10:19 AM

С точки зрения защиты от радиации

Всегда с непониманием относился к интернет-дневникам, но участие в экспедиции Русского географического общества по поиску радиации от японской АЭС "Фукусима" в воде и воздухе Японского моря и Курило-Камчатского района Тихого океана заставила пересмотреть свои взгляды. Долгие морские переходы и  интересные собеседники располагают к содержательному блогописательству.



Да и повод есть: трагичное 25-летие аварии на Чернобыльской АЭС проходит на фоне продолжающегося выброса радионуклидов в Японии. А на борту научно-исследовательского судна "Павел Гордиенко" находятся сотрудники Санкт-Петербургского НИИ радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева - института, который специализируется на защите населения от радиации и всех видов облучения, включая медицинское.

Заведующий лабораторией внутреннего облучения Геннадий Брук с 1986 года и по сей день занимается мониторингом радиации в городах и поселках Брянской области, наиболее пострадавшего от радиации российского региона.

 - Вспомните, пожалуйста, события 25-летней давности.


Когда произошла эта авария, в прессе у нас об этом замалчивалось. На третий день шведы первыми сообщили, что у них обнаружен повышенный уровень радиации, и наше правительство было вынуждено дать объяснение, сделать объявление в СМИ. А дальше в течение нескольких дней у нас была снаряжена первая экспедиция. Даже не экспедиция, а просто по приказу нас, троих сотрудников, отправили на Брянщину. Там были достаточно высокие уровни радиоактивного загрязнения, они и по сей день сохраняются. Первая проблема была с радиоактивным йодом, его было гораздо больше чем изотопов цезия. Йод-131 опасен тем, что концентрируется в щитовидной железе, особенно у маленьких детей, щитовидка у них сама по себе ведь небольшая. А вот цезий-137, наоборот, равномерно распределяется по организму. Вдобавок Брянщина является местностью, где существует нехватка обычного нерадиоактивного йода в питании у населения, поэтому влияние изотопов на здоровье людей оказалось еще сильнее. Йод быстро распадается, за восемь суток, но свой удар он нанес. Поэтому спустя 5-6 лет появились частые заболевания раком щитовидной железы, достоверно превышающие обычные уровни.

Йодная профилактика была введена в Брянской области лишь в двадцатых числах мая. Она сняла лишь небольшой остаток дозы, которую могли бы получить люди. Вначале люди услышали о йоде, начали пить стабильный йод, пошли ожоги слизистой оболочки…




- Кстати, расскажите жителям Дальнего Востока, как правильно проводить йодную профилактику, ведь недавно, после аварии на японской АЭС люди бросились в аптеки, начали скупать йод и жечь слизистую.


Ни в коем случае не надо ее проводить без объявления, что движется радиоактивное облако. За несколько часов до прохождения облака надо принять таблетки йодистого калия, выдерживая нужную дозу, и тогда это блокирует щитовидную железу для поступления радиоактивного йода. Но нельзя принимать таблетки без основания – кроме вреда ничего не будет. Кстати, в настоящее время такими таблетками оснащены соответствующие службы, если что-то случится, то их будут раздавать населению.

Если нет таблеток, то надо выпить несколько капель йода на стакан воды или молока. Либо можно сделать сетку из йода на участке кожи, например, на животе нарисовать йодом несколько перекрещивающихся линий.

- Вернемся к Брянщине 1986 года. Тогда таблеток не было, и врачи не смогли помочь людям?

 Тогда ничего этого не было. Я лично столкнулся в поселке Мирный с главврачом районной больницы, который считал, что от радиации лучше всего молоко, и он своему маленькому годовалому ребенку в больших количествах давал его пить. В результате этот ребенок схлопотал довольно высокую дозу, ведь молоко было радиоактивное! Должен был быть запрет на потребление молока.

Была интересная ситуация, когда главный врач местного санэпиднадзора написал на дверях магазинов, что молоко желательно детям не давать. Всполошились все, и на всякий случай взрослые тоже стали отказываться от молока, почти весь город Новозыбков от него отказался, мало его потребляли, и в результате дозы облучения щитовидной железы в городе оказались в несколько раз ниже, чем в других местах. А начальнику санэпиднадзора грозили: "Партбилет на стол положишь! Что ты пугаешь народ, вывесил такие объявления!?". Времена были тогда другие, только-только началась гласность, все секретилось. Сейчас такого отношения нет, даже близко.

- Выходит, что выражение "молоко за вредность" - неправда? Все наоборот?

Это правда. За исключением таких случаев, когда оно является источником поступления радиоактивного йода. Вот сейчас в Японии в отдельных районах был введен запрет на употребление молока и листовых овощей.

- Какая у вашего института была задача в зоне чернобыльского поражения?

Разобраться самим, что происходит и выдать рекомендации органам власти, не только местным. Решалось все окончательно в Москве. И когда наш замминистра здравоохранения, возглавлявший санэпиднадзор, царство ему небесное, Константин Иванович Акулов тогда приезжал, он тоже с нашей помощью пытался разобраться. Мы выдали ему, что, по нашим оценкам, молоко надо запрещать, так как оно превышает временные допустимые уровни. На 70-80% территории Брянской области были превышены временные уровни по молоку. А временные были выше, чем в обычных условиях, подняты специально, иначе там всё можно было запретить. Он не мог сам запретить, но доложил в Москву, и оттуда пришла команда: ограничить или запретить употребление молока. Запрет наносил очень тяжелый урон и экономике области, и, в какой-то мере, страны.

- Много ли в России загрязненных регионов?

Да, не только Брянская область пострадала, она просто самая загрязненная из всех. Загрязнены также Тульская, Орловская, Калужская, а кроме них еще 10 регионов России, где есть населенные пункты, которые относятся к зонам радиоактивного загрязнения. У них есть разные градации, вплоть до зоны отселения и зоны отчуждения.

- Когда начались отселения людей?

Первые четыре населенных пункта Брянской области были отселены в августе. Шел разговор также о городе Новозыбков с 45 тысячами населения. Но благодаря усилиям, в том числе нашего института, который тогда возглавлял Павел Васильевич Рамзаев, нам удалось отстоять ту точку зрения, что отселение нанесет еще больший урон здоровью людей, чем радиация. Сам стресс, само переселение может отнять у человека в пределах десяти лет жизни.

Хороший пример – деревня Добродеевка Злынковского района. Половину деревни отселили, половина осталась. И оказалось, что среди тех, кто переехал, смертность в целом оказалась выше, чем среди тех, кто остался.

­- Какие-то другие меры кроме отселения предпринимались?

У населения изымали скот. Не то чтобы отнимали. Люди сдавали его по определенной цене государству. Но на самом деле, чтобы мясо и молоко были чистыми, надо было переводить на животных на чистые корма. Цезий довольно быстро выходит из организма коровы. Но было предложено сдать их и коров вывозили, но не на забой, а просто в другие, чистые районы. Население избавилось от коров, от забот, к которым они привыкли всю жизнь. А вот обратно взять, когда стало можно их забирать, мало кто захотел. Это способствовало во многом разрушению сельскохозяйственного производства.

Кроме того, в корм скоту добавляли так называемую синьку, препараты содержащие ферроцин. Она резко сбрасывает удельную активность цезия-137 в молоке у коров. Синьку бесплатно раздавали населению, и содержание цезия в молоке было уменьшено в десять раз.

Что интересно, по мере того как снова начало увеличиваться количество коров в населенном пункте, росла и доза внутреннего облучения за счет того, что молоко являлось одним из основных источников поступления радиоактивного цезия в организм человека.



- Являлось или является до сих пор?


Являлось. Сейчас подавляющую долю внутреннего облучения населения вносят природные продукты - грибы, ягоды, дичь. В молоке быстро шел спад содержания цезия, в первые 5-6 лет после аварии. Природные как были на каком-то уровне, так и остались. Больше половины дозы внутреннего облучения дает именно вклад природных продуктов. Можно только рекомендовать – не ешьте грибы, собранные в загрязненном лесном массиве! Что интересно, уровень грязности гриба напрямую зависит от его благородности. Белые грибы чище, чем маслята. Хотя в любом случае грибы лучше вымачивать. Но все зависит от конкретного леса, пятнистость загрязнения очень большая.

- Может ли Фукусима загрязнить Приморье, как Чернобыль Брянщину? Если, например, сменится ветер?

У нас есть база данных, которая позволяет давать прогнозы развития ситуации именно в России. Что происходит в Японии – это не наше дело, тем более, что информация во многом скрывается. Зная, как это переносится на нашу территорию, какие выпадения, будет ли прохождение облака, мы даем прогнозы. Если даже предположить, что ветер будет дуть все время в нашу сторону, то ничего похожего на чернобыльскую ситуацию на нашей земле нет. Сейчас главное – это контроль грузов из Японии: надо проверять товары, пищевые продукты, автомашины, самолеты, суда.

- Представим все же, что радиоактивная рыбка или консервы попали на стол. Что будет если их съесть?

Ничего опасного для человека не случится. Есть нормативы, которые надо соблюдать. Но они все рассчитаны на то, что человек постоянно, в течение года будет есть зараженную рыбу. Тогда он приблизится к пределу допустимой дозы. Но невозможно представить, чтобы один человек ел все консервы именно из загрязненной партии рыбы. Мы ведь покупаем две банки или десять банок.

- Если сравнить выбросы радионуклидов из Чернобыля и Фукусимы, то в чем сходство, и в чем различие?


Картинка похожая. Но в Японии в отличие от Чернобыля выброс состоял, в первую очередь, из летучих форм радионуклидов йода, цезия и теллура. В этом плане у них вылетело суммарно, пожалуй, побольше, чем в Чернобыле. И выбросы еще не закончились. Если с ЧАЭС все понятно, оценки загрязнения уже согласованы между различными группами ученых, то для Фукусимы этот вопрос не решен. Очень многое ушло в море, там же нет станций наблюдения. Но в отличие от Чернобыля в Японии не было теплового взрыва, который раскидал далеко вокруг трансурановые радионуклиды. А вообще, очень много непонятного, это фантастика, но японцы выдают меньше информации, чем в свое время выдавал СССР! Но обвинять их не следует, это не просто авария, а природная катастрофа, помноженная на техногенную.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
[info]kraff_41 wrote:
Apr. 29th, 2011 01:39 am (UTC)
С интересом прочитала, жду продолжения!
[info]inghelg wrote:
May. 24th, 2011 02:16 pm (UTC)
Спасибо! Прошу прощения за запоздалую реакцию, только недавно вернулся из экспедиции, где не было полноценного интернета.
[info]ivanovatanya wrote:
Apr. 29th, 2011 03:18 pm (UTC)
Большое спасибо, что делитесь информацией!
Я с Камчатки и мне очень не хватает знаний чтобы не паниковать и объективно оценивать происходящее. Очень жду Ваших следующих постов.
С уважением, Татьяна.
[info]inghelg wrote:
May. 24th, 2011 02:20 pm (UTC)
Спасибо! Прошу прощения за запоздалую реакцию, только недавно вернулся из экспедиции, где не было полноценного интернета.
[info]bendgavaz wrote:
May. 3rd, 2011 08:49 pm (UTC)
Не всё так просто с землетрясением, которое случилось 11 марта около Японии и, которое вызвало цунами, которое в свою очередь повредило блоки АЭС.
[info]inghelg wrote:
May. 24th, 2011 02:25 pm (UTC)
Прошу прощения за запоздалую реакцию, только недавно вернулся из экспедиции, где не было полноценного интернета.

Вне всякого сомнения, все непросто. Над АЭС придется строить саркофаг, не говоря уже о дезактивации зоны отселения.

[info]bendgavaz wrote:
May. 24th, 2011 05:16 pm (UTC)
А что делать ещё с океаном куда сливали радиоактивную воду?
[info]inghelg wrote:
May. 25th, 2011 07:08 am (UTC)
С ним ничего сделать нельзя. Остается надеяться, что радионуклиды будут быстро разнесены течениями по всему Тихому океану, тогда они растворятся до незаметных даже для самых чувствительных приборов концентраций. Но есть вероятность, что их часть осядет на дно, перейдет в планктон, оттуда в рыбу и далее по пищевым цепочкам. Вот это нехорошо.
[info]bendgavaz wrote:
May. 25th, 2011 08:17 am (UTC)
Скорее всего случится второй вариант.....
[info]inghelg wrote:
May. 25th, 2011 03:09 pm (UTC)
Могу свидетельствовать, что в рыбе, выловленной у Курил и Камчатке, радиации нет. А в Тихом океане напротив Фукусимы вылов прекратился.
[info]bendgavaz wrote:
May. 25th, 2011 08:13 pm (UTC)
Надо вообще то периодически брать пробы рыбы на нехорошее.
[info]inghelg wrote:
May. 27th, 2011 01:17 pm (UTC)
Будет второй этап экспедиции в августе-сентябре, вот тогда рыбу и будут изучать. Кроме того Роспотребнадзор должен работать в портах, в лабораториях на Курилах и на Камчатке, проверять рыбу.
[info]bendgavaz wrote:
May. 27th, 2011 03:51 pm (UTC)
Это хорошо, а то съешь какую-нибудь дальневосточную рыбу и будешь светиться как киевские котлетки после Чернобыля........
[info]zii57 wrote:
May. 25th, 2011 03:15 pm (UTC)
Скорее всего случится второй вариант....
Да, скорее всего так и будет...
Вот что я уже обнаружил, сам уже начал в магазине смотреть на морскую рыбу с опаской, а раньше не задумывался... Хорошо, что у нас пока речной рыбы хватает, река Урал, Ириклинское водохранилище да и много других водоёмов. А для рыбной промышленности каково будет? А рыбакам Приморья?
[info]inghelg wrote:
May. 26th, 2011 10:50 am (UTC)
Рыбаки Приморья пока не страдают. Охотское море и побережье Камчатки, где идет основной вылов, не затронуты радиацией. Дело в морских течениях. С севера идут холодные течения, которые не дают теплому течению Куросио переносить радионуклиды от Японии к Курилам и Камчатке. Можно считать, что России повезло.
[info]zii57 wrote:
May. 5th, 2011 08:30 am (UTC)
А Вы ничего не будете скрывать?
У нас в стране привыкли всё секретить и скрывать, потому мы и жили долгие десятилетия ничего не зная о тепловом взрыве разнесшим радиацию на десятки и сотни километров вокруг на химкомбинате "Маяк" Жили там, где находится ВУРС (восточно-уральский радиоактивный след)Мы не знали об опасности радиации, мы ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, пили молоко... Поэтому сейчас нет многих, кто там жил, умерли мои родители, умерли многие от рака... Мы ждём от Вас правдивой информации, потому-что эта информация может спасти жизни очень многих людей, если они вовремя всё узнают и примут меры...Спасибо за правдивую информацию.
[info]inghelg wrote:
May. 24th, 2011 02:23 pm (UTC)
Re: А Вы ничего не будете скрывать?
Прошу прощения за запоздалую реакцию, только недавно вернулся из экспедиции, где не было полноценного интернета.

Я ничего не скрывал. И могу сказать, что ученые, с которыми я был на судне - настоящие, умные, болеющие за свое дело, они не станут обманывать людей ради политики или денег.
[info]zii57 wrote:
May. 24th, 2011 03:23 pm (UTC)
Re: А Вы ничего не будете скрывать?
Это замечательно! Я и не сомневался, понимаете ли привык, что в советское время власти нас всегда обманывали, ну а сейчас другое время и люди другие. Теперь этот же вопрос надо адресовать японцам, но они народ скрытный, наверно не всё скажут нам... Спасибо за ответ! Всего Вам доброго!
[info]inghelg wrote:
May. 25th, 2011 07:12 am (UTC)
Re: А Вы ничего не будете скрывать?
И Вам спасибо!
Японцев надо заставлять делиться информацией.

Кстати, вот, на тему:

МОСКВА, 24 мая - РИА Новости. Национальные правительства ядерных держав должны разделить ответственность с компаниями-операторами АЭС в случае аварий на станциях, сказал во вторник на пресс-конференции в РИА Новости директор Института безопасного развития атомной энергетики, член-корреспондент РАН Леонид Большов.
После разрушительного землетрясения в Японии 11 марта и последовавшего за ним цунами на АЭС "Фукусима-1" была зафиксирована серия аварий, вызванных выходом из строя системы охлаждения. В результате инцидентов на АЭС было выявлено несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километровой зоны вокруг АЭС. Позднее стала появляться информация об обнаружении в ряде районов Японии радиоактивных элементов, в частности изотопов йода и цезия, в воздухе, морской и питьевой воде, а также в продуктах.
"Действия компании-оператора и правительства (Японии) высветили ошибки в мировой системе организации безопасности атомной энергетики. Нужно вносить коррективы в мировой режим обеспечения безопасности. Не только ответственность компании, эксплуатирующей АЭС, должна быть сделана обязательной. При определенном развитии событий ответственность должна автоматически переноситься на государство, на территории которого эксплуатируется станция", - заявил Большов на пресс-конференции в РИА Новости.
По мнению ученого, правительства должны отвечать не только за допуск к эксплуатации АЭС, но и за обеспечение безопасности населения и других государств, своевременное и полное информирование о случившемся, а также за обеспечение инфраструктурной и экспертной поддержки во время ликвидации последствий аварии.
Кроме того, существует необходимость выработки международных стандартов по информированию населения и межгосударственному обмену информацией.
"Первые дни после аварии (на "Фукусиме") мы все страдали от отсутствия полной информации, а потом к удивлению обнаруживали, что классификация этой аварии одномоментно изменилась на две категории. Конечно это дело, нам нужно вырабатывать международно-согласованные нормы, и они должны становиться обязательными", - сказал Большов.
Японское агентство по ядерной и промышленной безопасности (NISA) объявило 12 апреля о присвоении максимального - седьмого уровня опасности аварии на "Фукусиме-1", хотя до того дня на аварийной АЭС был установлен пятый уровень опасности. Максимальный уровень ядерной опасности устанавливался лишь однажды - во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
[info]zii57 wrote:
May. 25th, 2011 03:16 pm (UTC)
Re: А Вы ничего не будете скрывать?
Согласен с учёным на все 100!
[info]kraff_41 wrote:
May. 25th, 2011 08:37 am (UTC)
Читая ваши лекции уже начала спокойно на всё реагировать, но последние два дня выбивают из колеи, я просто перестала понимать, что у них там происходит? Почему такие резкие скачки? И это в мае, хотя по их признаниям, все уже произошло еще в марте...
[info]inghelg wrote:
May. 26th, 2011 10:54 am (UTC)
Японцы по своей натуре люди скрытные, стремящиеся всеми силами "сохранить лицо". Поэтому все вдруг узнали, что там ситуация гораздо хуже, чем официально сообщалось в начале. Например, только на днях японцы признали, что в реакторе расплавились топливные стержни. Ранее такую возможность только предполагали эксперты.
[info]kraff_41 wrote:
May. 27th, 2011 08:15 pm (UTC)
Я тут в каком-то из комментов писала про дневник японской девушки, сегодня появилась новая запись, я думаю Вам интересно будет почитать (взгляд изнутри)
http://lang-8.com/135884
[info]inghelg wrote:
May. 31st, 2011 07:09 am (UTC)
Да, спасибо! Действительно интересно.
[info]wwldvww wrote:
Jun. 1st, 2011 09:35 pm (UTC)
Основной вред этих аварий совсем в другом!!!!!!
99% читателей боятся последствий этих совсем незначительных аварий в маштабах планеты!!!

На самом деле зараженная зона и там и там совсем не большая.Ну не считая первичных быстро распадающихся выбросов--особенно йода -131 с его очень коротким периодом полураспада.

Самое страшное в этих авариях--последствие для самой экологически чистой энергетике на планете---я имею ввиду атомную!!!
Любая другая из существенных видов энергетики приносит планете вред в сотню раз больший .
Сравните климатические изменения на планете с этими ничтожными по сравнению авариями!!!

А тупые зеленые в германии спровоцировали закрытие всех атомных станций!!! Вместо них будут гореть углеводороды. Вот тупые---а как же киотский протокол и попытки найти ему замену?
С каждым годом только будут нарастать климатические катастрофы--которые происходят уже на планете чутли не каждую неделю.
Увеличение тектонической активности--цунами--это тоже последствия смены климата и изменения уровня океана.

А ТЕПЕРЬ СРАВНИТЕ--две несущественные аварии в маштабах планеты--можно сказать локальные---НА ОДНОЙ ЧАШЕ ВЕСОВ --и катастрофические изменения климата с огромными последствиями по всей планете--которые в довольно совсем ближайшем будущем приведут к гибели всего живого на планете Земля ---НА ДРУГОЙ ЧАШЕ.
[info]inghelg wrote:
Jun. 7th, 2011 12:52 pm (UTC)
Re: Основной вред этих аварий совсем в другом!!!!!!
Зеленые в Германии не будут сжигать уголь вместо АЭС - перейдут на российский газ, который не является страшным источником выбросов СО2. Да и гибель всего живого - преувеличение. Повышение температуры на несколько градусов поднимет уровень океана, приведет к гибели многих видов, но никак не всего живого.
[info]wwldvww wrote:
Jun. 7th, 2011 06:03 pm (UTC)
Re: Основной вред этих аварий совсем в другом!!!!!!
К сожалению Вы не правы((.
Во первых повышение температуры уже произойдет в любом случае--даже если человек с сегоднешнего дня не сожгет больше ни одной тонны углеводородов. Точка возврата к сожалению уже пройдена--об этом просто молчат.
Уже несколько лет как начали работать положительные обратные связи--которые остановить практически уже не возможно.

Откройте глаза--посмотрите на льды в арктике--несмотря ни на что скорость таянья в этом году просто рекордная даже по сравнению с 2006-2007 годом. А это происходит при минимуме солнечной активности практически и при уже явном ослаблении гольфстрима.http://www.abmcdonald.freeserve.co.uk/north.htm

Это просто беспрецендентно!!!

Вы уже не смотрите на содержание СО2 Вы смотрите на содержание метана в атмосфере,который поступает из разлогающихся пока еще сравнительно но уже не совсем локально по всей территории арктики--особенно в дельтах сибирских рек.

К сожалению нефть и метан --это не продукт осадочных пород--это продукт внутренних процессов земли((. Если Вы с этим не согласны--то Вам придется объяснить наличие мощных пластов метангидратов по всей территории озера Байкал. Именно это выясняли там МИРЫ.Осадочных пород на Байкале нет.
55миллионов лет назад метангидратов было в 15 раз меньше--это эволюция планеты.

Если Гольфстрим резко еще не отступит до 2013(должен быть солнечный максимум по 11 летнему циклу) года--то в 2013 мы получим маштабнейшие выделения метана в арктике--что на порядки ускорит глобальное потепление.

Если отступит тоже ничего хорошего--смена резкая течений как правило приводит к перемешиванию глубинных вод с последствиями я думаю Вам понятными.Именно это предположительно и вызвало резкое потепление 55 лям лет назад.
Кстати а голодать мир начнет не позднее чем через 5 лет((.
Если интересны все моменты подробно и со всеми обратными связями можем пообщаться приватно.
вот мое мыло ldvlans@ mail.ru
[info]zii57 wrote:
Apr. 6th, 2012 01:15 pm (UTC)
А как сейчас ситуация?
Здравствуйте. Год прошел, вы наверно продолжаете интересоваться ситуацией на Фукусиме и на Дальнем востоке России, как там сейчас с радиацией с вашей точки зрения, как специалиста в этой области?
[info]inghelg wrote:
Apr. 6th, 2012 01:30 pm (UTC)
Re: А как сейчас ситуация?
Здравствуйте!

Я журналист, ситуацию, конечно, отслеживаю, но специалистом в радиации не являюсь. Скорее стараюсь донести их точку зрения до общественности.

Вот недавно опубликованные результаты исследования учёных непосредственно в Японии.
http://eco.ria.ru/danger/20120402/615713088.html

Вроде бы всё не так ужасно. Хотя долгосрочные последствия оценить сейчас невозможно, на мой взгляд.
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

[info]inghelg
inghelg

Latest Month

February 2012
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829